Рубль начал загибаться
Почему деньги бегут из России, национальной валюте грозит девальвация, а простому россиянину — обнищание.
Сумма довольно существенная, считают эксперты, которые ожидали меньшего размера бедствия. При этом уже очевидно, что отток переплюнет прогноз Минфина, который закладывал этот показатель на уровне 30-35 миллиардов долларов. Сейчас речь идет уже о сумме в районе 50 миллиардов долларов. И это еще очень оптимистичный прогноз.
Почему же деньги так стремительно начали бежать из России? В стране грядет черная полоса: началось замедление темпов роста макроэкономических показателей. Так, в мае темп роста ВВП в годовом выражении составил 1%, промышленное производство продолжает сокращаться, индекс PMI (показывает результат опроса менеджеров по закупкам) обрабатывающих отраслей снижался в течение четырех месяцев до 50,4 в мае, PMI сферы услуг также значительно упал: с 55,7 в январе 2013 года до 51,4 в мае. Более того, прибыли компаний также продолжают сокращаться.
«Лидирующие индикаторы, таким образом, говорят о том, что к осени ситуация в реальном секторе не только не улучшится, а может даже ухудшиться», – считает начальник отдела доверительного управления «Абсолют Банка» Иван Фоменко.
Дополнительным фактором бегства капитала из России является снижение привлекательности развивающихся рынков, к коим относится и Россия. Собственно, происходит это на фоне стабилизации американской экономики. Кроме того, похоже, эра сырьевого благополучия для России заканчивается, отмечают эксперты.
«Делать высокорискованные инвестиции в России в этих условиях является не совсем разумным, – говорит старший аналитик банка «Глобэкс» Михаил Сафин. – Дополнительно сейчас несколько ослаб инвестиционный интерес к традиционным сырьевым компаниям. В настоящее время наиболее привлекательными долгосрочными вложениями являются инвестиции в высокие технологии».
Неутешительными для нас являются и данные рейтинга Doing Business 2013, где Россия заняла только 112-е место из 185. Не лучше ситуация и в рейтинге мировых финансовых рынков: здесь мы утвердились только на 39-й строчке из 60 возможных. Таким образом, мы терпим поражения по всем фронтам. Насколько ощутимо это будет для нашей экономики, покажет время.
Впрочем, это не все: одновременно с оттоком капитала мы имеем усыхающий профицит текущего счета. Он сократился почти на 60% по сравнению со вторым кварталом 2012 года – до 6,9 миллиарда долларов, что является минимальным значением с 2005 года. Для сравнения: даже в докризисный 2008 год показатель был выше. Причина тоже как будто бы понятна: мы вступили в ВТО и наш экспорт начал снижаться (на 4 миллиарда долларов по итогам второго квартала). При этом импорт, как того и следовало ожидать, вырос (на 2 миллиарда долларов). В итоге торговый баланс по сравнению с прошлым годом сократился на 7 миллиардов долларов.
Впрочем, отток капитала и сокращающийся профицит несколько нивелируются притоком прямых инвестиций: их объем в реальный сектор увеличился почти в три с половиной раза по сравнению с первым полугодием 2012 года – до 48,2 миллиарда долларов. Правда, и здесь не все гладко: более 75% этого притока пришлось на первый квартал. Весной инвесторы, почувствовав запах жареного, передумали рисковать.
И вот мы пришли к тому, с чего начали, а именно к национальной валюте. Благодаря всем перечисленным факторам рубль и дешевеет. Так, с середины весны он «похудел» на 10%.
Впрочем, не все готовы вздыхать, глядя на то, как загибается национальная валюта. Например, слабый рубль очень даже выгоден ориентированным на экспорт компаниям, которые получают выручку в валюте, а потом обменивают ее на рубли. Слабая национальная валюта помогает им получать сверхприбыль, которую потом можно выгодно инвестировать в развитие собственных мощностей.
«Естественно, в минусе остаются те, кому приходится закупать ресурсы или оборудование в других странах, поскольку у них заметно увеличиваются издержки», – поясняет аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
Управляющие активами считают, что происходящее находится под контролем монетарных властей. Более того, они же и подливают масла в огонь. По мнению управляющего активами УК «Агана» Сергея Мурафера, ослабление рубля, с одной стороны, находится в русле последней мировой тенденции ослабления сырьевых валют (австралийский, канадский доллар, рубль) в связи с падением цен на сырье. С другой – ЦБ как минимум не препятствует этому снижению, поскольку ослабление рубля усиливает позиции российских экспортеров.
Однако что хорошо экспортеру, то плохо простому россиянину. С понижением курса рубля значительно подорожают автомобили, оргтехника, одежда, продукты – в общем, все те товары, которые привозятся из-за рубежа. Если учесть, что импорт в потребительском секторе составляет около 40%, а по отдельным товарам этот показатель выше, то ситуация вырисовывается весьма печальная. Жизнь россиян с ослаблением валюты неминуемо дорожает.
Поделиться в соцсетях
Комментарии ()