Эксперты посчитали эффект от вступления Узбекистана в ЕАЭС
11 декабря 2020 Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Страна активно считает риски и перспективы вступления в объединение.
Ia-centr.ru обобщил результаты доклада Евразийского Банка Развития (ЕАБР) о потенциальных эффектах интеграции для Узбекистана. В каких сферах сотрудничество окажется наиболее выгодным?
Первое направление: Развитие внешней торговли
В феврале 2017 года действующий президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев утвердил «Стратегию действий по развитию Узбекистана» в 2017–2021 годах. Одним из направлений развития стало внешнеэкономическое сотрудничество с рядом стран, в число которых входит Казахстан и Кыргызстан – члены ЕАЭС.
Нереализованный экспортный потенциал Узбекистана оценивается экспертами ЕАБР в 1,2 млрд долларов. Наиболее перспективными рынками являются Россия с потенциальным объёмом в 560 млн долларов и Казахстан с объёмом в 363 млн долларов.
Узбекистану выгодней развивать сотрудничество с ЕАЭС, поскольку страна ещё в 2013 году вошла в зону свободной торговли СНГ. Это значит, что товары не обложены импортными пошлинами в странах-членах договора. Торговля с основными партнёрами Узбекистана, например, с Китаем и Турцией, не может предложить подобного преимущества.
Также это сотрудничество выгодно развивать из-за сходства требований к реализуемым товарам в Узбекистане, Казахстане и России, что облегчает вывоз продукции. Количество сложностей с оформлением документов, со следованием ГОСТам в том же Китае гораздо больше.
Второе направление: Деньги из общего рынка труда
Узбекистан является одним из самых крупных доноров трудовых ресурсов в Центральной Азии из-за нехватки рабочих мест внутри страны. Доступ к общему рынку труда ЕАЭС принесёт дополнительный приток с денежных переводов в размере 1,5–2 млрд долларов. В таком случае прирост ВВП составит 0,3–0,4 процентных пункта.
По данным Статкомитета СНГ, число трудовых мигрантов из Узбекистана в 2019 году составляло более 1 млн человек в России, более 2,9 тысяч человек в Казахстане. Сумма денежных переводов мигрантов составило около 15% ВВП страны в 2018–2019 годах.
Однако переход на общий рынок труда является риском для государства, поскольку отток трудоспособного населения может привести к ощутимым экономическим проблемам. В Узбекистане ежегодно создаётся около 280 тысяч рабочих мест, хотя в это же время на трудовой рынок выходит до 600 тысяч молодых специалистов. На данный момент этот фактор не замедляет развитие экономики, но в будущем ситуация может поменяться.
Третье направление: Транспортная система
В случае вступления в ЕАЭС Узбекистан получит выход на Центральный Евразийский коридор – вариант глобальной магистрали из Пекина через Москву в Берлин. Эта железнодорожная сеть через пограничный переход Сарыагаш – Келес откроет для республики рынки Европейского союза и Китая, увеличит количество поставок в Россию через Транссибирскую магистраль. Также выгодным решением не только для Узбекистана, но и для всех стран Центральной Азии станет подключение к Трансазиатскому коридору, а именно к рукаву Север-Юг.
Южный рукав Трансазиатского коридора идёт из Западного Китая через Казахстан в Иран и Афганистан. Дальнейшее продвижение этого маршрута может затронуть также рынки Пакистана.
Сотрудничество с ЕАЭС в реализации трансграничных проектов позволит снизить издержки при транспортировке грузов на 30% за счёт использования собственных дорог. Также это позволит создать новые транспортные сети, основываясь на существующих маршрутах.
Четвёртое направление: Развитие водно-энергетического комплекса
Узбекистан не достиг энергетической самодостаточности, несмотря на увеличение генерирующих мощностей, во многом из-за устаревшего оборудования. Ежегодные потери как в водном, так и электрическом комплексе составляют от 13 до 20% чистого производства. При этом промышленность и сельское хозяйство страны имеют высокую энергоёмкость.
«По оценкам Всемирного банка, неэффективность энергетики Узбекистана приводит к потерям порядка 1,5 млрд долл. в год, а потери от низкого качества водоснабжения и водоотведения составляют около 8% ВВП»
Обновление водно-энергетического комплекса Узбекистана требует крупных инвестиций. Евразийский Банк Развития может дать такие средства, а сотрудничество с входящими в ЕАЭС странами позволит быстро и эффективно урегулировать межгосударственные разногласия.
Пятое направление: Прирост инвестиций
Прямые иностранные вложения принесут Узбекистану до 65 млрд долларов, в том числе до 20 млрд долларов в несырьевые отрасли. При этом Россия и Казахстан, входящие в ЕАЭС, являются самыми крупными инвестиционными партнёрами республики. Подобные меры помогут исправить не только ситуацию в транспортном и водно-энергетическом комплексах.
«Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают традиционные отрасли Узбекистана: нефтегазовая, текстильная, кожевенно-обувная, сельское хозяйство и агропродовольственный комплекс, химическая, горнодобывающая, а также новые перспективные направления – строительный, финансовый и телекоммуникационный секторы»
Резюме
Текущий статус наблюдателя в ЕАЭС не обязывает Узбекистан к немедленному принятию решения о вступлении. Однако тесное сотрудничество со входящими в объединение странами потенциально улучшит качество жизни в республике и ускорит развитие экономики.
ЕАЭС уже показало свою состоятельность. Так темпы прироста ВВП всех стран союза за 2017 год увеличились с 0,9% до 1,3%.
С полным текстом доклада можно ознакомиться по ссылке.
Источник: ia-centr.ru
Поделиться в соцсетях
Комментарии ()