Возможно, казахстанский бизнес обложат новым налогом в пользу зарубежных частных компаний
Возможно, что скоро казахстанский бизнес обложат еще одним, частным налогом. Все доходы от него будут уходить трем крупным компаниям, зарегистрированным в Российской Федерации. В результате продукты в республике подорожают более чем на 10%.
Речь идет об обозначении продукции уникальными цифровыми контрольно-идентификационными знаками (КИЗ), вводимыми в ЕАЭС по инициативе России. Наносить электронные коды на упаковку предложили для контроля над оборотом товаров, снижения количества контрабандной продукции и повышения собираемости налогов. Каждая пачка молока или пара носков получат свой уникальный код, как это делается на банковских ассигнациях или на оружии. В РФ такой законопроект продвигается с 2014 года. На первом этапе предлагается маркировать сигареты, алкоголь, лекарства, шубы, обувь, молочную продукцию и парфюмерию. К 2024 году КИЗ будет помечаться любая продукция.
Как считает казахстанское бизнес-сообщество (и многие российские предприниматели солидарны с нашими), обратной стороной заявленных благих намерений будет рост цен и массовое разорение мелкого и среднего бизнеса в Казахстане. При этом декларируемой задачи – улучшения качества продукции и борьбы с контрафактом – нововведение не выполнит.
Один КИЗ в России стоит около 50 копеек, в Казахстане каждая метка обойдется в три тенге. Имеется в виду только стоимость самого знака, его нанесение обойдется гораздо дороже. Как говорит исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева, на производителя, а следом и покупателя ляжет необходимость окупить амортизацию маркировочного оборудования, которое в Казахстане не производится. Это составит, для примера, от 13 млн до 24 млн тенге для линии производства тетрапакетов, от 14 млн до 25 млн – для ПЭТ-бутылок. Операционные затраты и расходные материалы потребуют еще от 7 млн до 9 млн тенге в год. Также придется учесть зарплату персонала и стоимость кредита для покупки оборудования. А ведь и на дальнейшем пути продукции, на каждом логистическом этапе, сколько бы их ни было, должны стоять считывающие аппараты, стоимость которых доходит до 135 тысяч тенге!
Ориентируясь на опыт Российской Федерации, можно подсчитать, что стоимость контрольно-идентификационных знаков, наносимых на первые семь маркируемых видов товаров, в Казахстане составит 19 млрд тенге и будет больше, чем весь собираемый в стране налог на землю (17 млрд тенге).
Если крупное предприятие, переложив расходы на плечи покупателя, все-таки выживет, то мелкий и средний бизнес введения не перенесет, поскольку стоимость маркировочного оборудования сопоставима со стоимостью всех их производственных мощностей.
При этом не стоит ожидать никакого снижения распространенности контрафактной продукции. Крупные фирмы обычно реализуют свой товар оптом или через торговые сети, где количество контрафакта и так находится на уровне статистической погрешности. Здесь маркировка КИЗ избыточна и вообще не нужна. То есть для добросовестного производителя это просто еще один налог.
Потребителю маркировка тоже ничего не дает, поскольку внутри упаковки может быть что угодно – без разницы, стоит на ней КИЗ или нет. У него нет оборудования, чтобы прочитать код. Как показал российский опыт с мечеными шубами, довольно быстро появились фирмочки, клеящие КИЗ на контрафактный товар, в результате чего распространенность подделок не уменьшилась. Правда, и не увеличилась.
В пресс-конференции, устроенной казахстанским бизнес-сообществом по поводу введения маркировки, в режиме online приняли участие и российские спикеры. Эксперт в области холодовой цепочки логистики Андрей Кухарский отметил, что в самой Российской Федерации ситуация совершенно неоднозначная. Чиновники, рапортуя чуть ли не о стопроцентной готовности к внедрению КИЗ, откровенно лгут. Сроки внедрения проекта неоднократно сдвигались. Из 350 тысяч объектов, где производится прием, временное хранение и отпуск лекарственных средств, едва ли 35 тысяч начали подготовку к введению маркировки. Но уже возникли проблемы – из ассортимента аптек вымываются дешевые лекарства, а склады забиты фармацевтическими препаратами, закупленными впрок, в ожидании «апокалипсиса» 2024 года.
Дмитрий Янин, представляющий российские организации защиты прав потребителей, прямо назвал три крупные российские компании, лоббирующие законопроект и намеренные заработать на нем до 2024 года 4 млрд долларов в Российской Федерации, 500 млн долларов в Казахстане и 70 млн долларов в Кыргызстане. Эксперт считает внедрение КИЗ введением дополнительного частного налога – только в пользу не государства, а определенной группировки заинтересованных лиц. Он будет взиматься с любого товара, с каждой покупки, за любую мелочь. Дмитрий Янин призывает казахстанский бизнес и потребителей сопротивляться до последнего.
Автор: Александр КАМИНСКИЙ
Источник: Экспресс К
Поделиться в соцсетях
Комментарии ()