Ксерокс
Сегодня можно с определенной долей уверенности заявить, что изобретения, которые дали замечательную возможность печатать, копировать и размножать документы, стали настоящими катализаторами цивилизации. Посредством их человечество получило великую возможность передавать знания, мнения и опыт в компактной, сохраняемой и общедоступной форме.
Такой привычный для нас сегодня аппарат, как ксерокс фактически можно сравнить с изобретением печати Иоганном Гуттенбергом. Ведь он произвел не меньший переворот в жизни мировой общественности.
История существования копировальной техники весьма продолжительна, даже если мы не будем учитывать таких предшественников современных копиров, как печатный станок и копировальная бумага. Пожалуй, по своей протяженности она вполне сопоставима с историей возникновения и существования вычислительной техники. К сожалению, в нашей стране фотокопировальные аппараты стали популярны и получили широкое распространение как в офисах фирм, так и среди обычных потребителей совсем недавно. Но весь остальной прогрессивный мир знает и использует их несомненные преимущества уже с середины прошлого века, что при современных темпах научно-технического прогресса - срок весьма почтенный.
Считается, что прообразом копировального аппарата является прибор под названием мимеограф. Изобретателем данного аппарата является гениальный ученый Томас Алва Эдисон (1847-1931). В мимеографах для копирования текста использовались листовые трафареты, которые накладывались на вращающийся барабан. Данный барабан содержал в себе жидкую краску. Таким образом, трафареты отпечатывали изображение на проходящих под ними листах бумаги. Каждый трафарет единоразово мог воспроизводить до 5000 копий, что являлось весьма внушительным количеством. Но у него был один явный недостаток - каждый трафарет приходилось изготавливать специально, и изображение, которое было отпечатано другим способом (например, на печатной машинке), не годилось в качестве оригинала. В добавок ко всему даже по тем временам аппарат был чересчур громоздким, сильно загрязнял рабочее место краской и распространял вокруг себя пренеприятный запах.
Довольно интересным фактом является то, что значительно доработанные и усовершенствованные мимеографы, использующие современные технологии сканирования изображения и способные самостоятельно изготовлять трафареты (которые теперь называют также мастер-пленками), достаточно широко распространены и сегодня и фактически являются альтернативой крупнотиражным фотокопировальным станциям. Сейчас особенно хорошо известны две торговые марки, занимающиеся производством таких аппаратов: компания «Riso», производящая так называемые ризографы, и фирма «Ricoh», выпускающая припорты (известные также под названием - копи-принтеры).
Когда-то наряду с мимеографом было широко известно такое устройство, как гекто-граф, в котором промежуточным носителем при передаче изображения являлся лист со специальным желатиновым покрытием. Но, безусловно, этот агрегат был гораздо менее перспективен и удобен, нежели мимеограф, так как позволял воспроизвести только 200-300 копий. Не удивительно, что он не смог выжить в процессе естественного отбора.
Насколько бы разнообразными ни были варианты производства бумажных копий, все они по большому счету относились не к копированию в традиционном понимании этого термина, а к тиражированию: ведь для производства каждого вида копий обязательно требовалось создание специального рабочего оттиска.
Вот в этот то момент на авансцену величаво и поднимается фотокопировальный процесс... В то время когда, наконец, был изобретен сухой электростатический фотокопировальный метод, все прочие способы производства копий были слишком несовершенны. Прототипы копировальных аппаратов требовали постоянного присутствия высокооплачиваемого инженера. Кроме того, копии могли получаться еще хуже, чем выходили из печатных машинок, а офис становился похожим на грязный рабочий цех.
Таким образом, делопроизводство практически полностью приходилось вести методом перепечатки документов через копировальную бумагу.
Такое, мягко говоря, неудобное положение, когда деятельность, связанная с тиражированием большого числа копий, фактически превращалась в тяжелый труд, и явилось тем фактором, который заставил первооткрывателя сухого электростатического переноса Честера Ф. Карлсона (1906-1968) приступить к созданию новой инженерной системы, которая могла бы заниматься воспроизводством копий гораздо быстрее, дешевле, качественней, и, что самое главное, более проще, чем старые монстроподобные агрегаты.
Честер Ф. Карлсон был уроженцем Сиэтла (штат Вашингтон). С четырнадцати лет он фактически стал единственным кормильцем в семье и содержал своих больных родителей. Однако это не помешало ему закончить колледж, и в 1930 году он получил степень бакалавра физики в Калифорнийском технологическом институте.
Непродолжительное время после окончания колледжа Карлсон работал в «Bell Telephone Company», затем он с большим трудом устроился в патентный отдел нью-йоркской электротехнической компании «P. R. Mallory Company», адвокатом по делам авторских прав.
Именно здесь впервые молодой Честер и столкнулся вплотную с необходимостью делать огромное количество копий документов, чертежей и рукописей вручную.
Желание каким-либо образом автоматизировать этот процесс навело его на мысль о создании машины, которая могла бы изготавливать копии одним нажатием кнопки.
Карлсон осознал, насколько велика потребность в простом и дешевом способе производства высококачественных копий. После этого он твердо решил посвятить все свое свободное время работе над решением этой проблемы. В 1934 году он начал знакомиться со всеми материалами того времени, которые так или иначе относились к фотографическому и печатному процессам. В одном из научных журналов Карлсон обнаружил сообщение о том, что некий венгерский ученый пытался дублировать чертежи, используя порошок, заряженный статическим электричеством, и с тех пор потерял покой. На данном принципе он и решил построить свои изыскания.
И только после долгих и продолжительных экспериментов, которые заняли целых четыре года, Карлсон, наконец, смог получить материальное подтверждение своих идей и сделал первую в истории сухую фотокопию. А произошло это 22 октября 1938 года, в недрах одного из небольших номеров отеля «Астория», расположенного на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Самый первый оттиск, вошедший в историю, представлял собой всего лишь одну надпись: «10.-22.-38 ASTORIA». Уже через год им был получен первый из многочисленных патентов на свое изобретение. Но рано было еще говорить о том, что все проблемы уже решены и копировальный аппарат наконец увидел свет, даровав свободу бесчисленному числу машинисток.
Как и большинство новаторов и изобретателей, Честер Карлсон не собирался поначалу ставить свое изобретение на поток. Пределом желаний было продать идею какой-нибудь крупной корпорации и получить за нее большие деньги, да еще, если повезет, процент с продаж. Однако проблема (или удача) талантливых изобретателей в том, что их идеи часто настолько революционны, что никак не вписываются в рамки традиционного рынка. В эти идеи не верит никто, кроме самих изобретателей.
Еще целых четыре года были потрачены Карлсоном на безуспешные попытки заинтересовать своим революционным изобретением производителей офисного оборудования. К сожалению, людям свойственно сомневаться во всем новом и непривычном. То, что было очевидным для рядового клерка, в глазах руководителей компаний выглядело, по меньшей мере, сомнительным. Большое количество фирм, среди которых были такие монстры, как IBM, Remington и General Electric, ответили на его предложение отказом. «Мне так никого и не удалось убедить, что мое изобретение - ключ к огромной и совершенно новой индустрии», - вспоминал впоследствии о тех днях Честер Карлсон. Но, наконец, Карлсону удалось договориться с некоммерческой организацией «Bettell Memorial Institute», которая занималась научными изысканиями, вложить средства в его дальнейшие работы над усовершенствованием нового процесса, который Карлсон называл «электрофотографией».
В 1947 году мало кому известная фирма «Haloid Company», занимавшаяся производством фотобумаги и проявлявшая интерес к передовым открытиям в своей и смежных отраслях, обратила внимание на работы Карлсона и выкупила права на использование его патентов.
После этого процесс начал продвигаться значительно быстрее, ведь за дело взялась коммерческая организация. Первой задачей, вынесенной на повестку дня, стало разрешение вопроса, какое звучное торговое название дать изобретенному Карлсоном процессу сухого электростатического переноса изображения. В результате долгих мучений остановились на предложении преподавателя классических языков университета штата Огайо. Он предложил термин ксерография, который был образован от двух греческих корней: xeros (сухой) и graphein (писать). Это решение оказалось судьбоносным, ведь термин дал впоследствии имя и самой компании, которая вначале стала именоваться «Haloid Xerox», затем «Xerox Corporation» и, наконец, «The Document Company Xerox».
Впоследствии авторские отчисления за патенты и имевшиеся у Честера Ф. Карлсона акции фирмы «Xerox» сделали его миллионером. Уже через год в продажу поступили первые рабочие аппараты так называемой модели «А», но из-за множественных недоработок этой модели так и не суждено было стать серийной.
Шло время, разработчики все совершенствовали узлы и детали, принимающие участие в ксерографическом процессе, и, наконец, в 1959 году фирма выпустила модель «914», которая увидела свет после некоторого числа промежуточных неудачных конструкций. Этот аппарат стал для рынка офисного оборудования таким же прорывом, каким в свое время стала компьютерная мышь для персональных компьютеров.
«Xerox 914» был первым полностью автоматическим аппаратом, который делал копии на обычной бумаге (7 штук в минуту). Это была революция. Модель не снималась с производства на протяжении 26 лет. И до сих пор аппараты «Xerox 914» работают в офисах многих фирм Америки. В том же году акции компании «Xerox Corporation» начали высоко котироваться на бирже Нью-Йорка, да и по сей день они занимают одну из самых устойчивых позиций.
Все конкуренты, производившие в то время устройства для копирования, основанные на каких-либо иных принципах, оказались бессильными против ксерографической техники. Они не смогли соперничать с тем качеством, простотой и низкой стоимостью копий, которые были представлены в модели «914» компании «Xerox».
И «верифаксы», и «термофаксы», бывшие конструктивно гораздо проще, чем ксероксы, не могли соперничать с ними, так как работали на специальной дорогой бумаге, что при больших объемах производства копий оборачивалось для потребителей слишком существенным ударом по бюджету. Помимо того, качество и долговечность копий, изготовленных по альтернативным технологиям, оставляли желать лучшего.
Итак, электростатические копировальные аппараты фирмы «Xerox» стали неотъемлемым атрибутом американских, а затем и мировых офисов. Интересным фактом является то, что модель «914» стала настолько популярной, что фирма «Xerox» была вынуждена проводить специальную «антирекламную» кампанию, которая была направлена против использования ее торговой марки для названия всех аппаратов, производящих копии. Но, как мы видим сегодня, все усилия компании оказались тщетны, ведь и сегодня, не смотря на то, что многие из нас пользуются для получения копий аппаратами фирмы «Canon» или каких-либо других компаний, все равно мы называем их «ксероксами», делаем на них «ксерокопии» или просто «ксерокопируем».
Поделиться в соцсетях
Комментарии ()