История изобретения

Фотография

Началом отсчета истории фотографии принято считать 7 января 1839 года. В этот день на заседании Парижской Академии наук ее секретарь Доминик Франсуа Араго выступил с сообщением об изобретении Л.М. Дагером дагеротипии.

фотографии

Как часто бывает в истории, Дагеру достались все лавры изобретателя фотографии: слава, деньги, почести. Но история фотографии началась задолго до Л.М.Дагера.

«Все фотографии точны. Ни одна из них не является истиной».
Ричард Аведон

Второе зрение

В переводе с древнегреческого слово фотография означает «светопись». Для получения фотоснимка надо было получить оптическое изображение и уметь его закрепить. О том как получить изображение на листе бумаги знали давно. По свидетельству Аристотеля и Эвклида, уже в античной древности было известно, что, когда свет проходит через маленькое отверстие в темное помещение, на противоположной стенке может возникнуть ясное перевернутое изображение.

В средние века этот эффект воспринимался как метафора глаза и даже самого мозга. Позднее появились достаточно сложные приборы - камеры-обскуры (в переводе «темные комнаты»), оснащенные линзами и зеркалами для придания изображениям четкости и исправления эффекта «перевернутости».

Первым сделал детальное описание камеры-обскуры, сопроводив ее чертежами, великий Леонардо да Винчи. А вошедший в историю искусства, не только благодаря совершенству перспективных построений картин, но и благодаря жизни на широкую ногу, венецианский художник Каналетто (1697 - 1768) пользовался камерой-обскурой для создания своих картин. Писать нужно было как можно больше, поскольку при его стиле жизни требовалось много денег. И он нашел оригинальный способ увеличивать свои заработки, поставив искусство на поток: проектировал виды Венеции на лист бумаги или холст, а затем обрисовывал контуры.

В том же веке делаются первые попытки усовершенствования камер-обскур. Итальянец, физик и математик Жерар Кардано в 1550 году для улучшения изображения предложил вставлять в отверстие линзу (будущий объектив нашего фотоаппарата), а для регулирования резкости советовал сделать заднюю стенку камеры передвижной. В результате усовершенствований камера приобрела размеры ящика.

Пойманное пространство

первый снимок НьепсаСамый же первый в истории фотографии способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, был изобретен талантливым французским изобретателем самоучкой Жозефом Н. Ньепсом. На нем Ж.Ньепс гелиографическим способом зафиксировал вид из окна мастерской в июне 1826 года.

«Я добился получения такого снимка, которого желал. Изображения предметов получаются с удивительной ясностью и точностью, вплоть до мельчайших деталей со всеми тончайшими оттенками. Так как этот отпечаток почти бесцветен, то отчётливо судить об эффекте можно только, глядя на пластинку под углом. Тогда изображение делается видимым, благодаря теням и отражению света. Это производит почти магическое впечатление».
Ньепс, 1824 г.

Во время своих экспериментов Н. Ньепс применил усовершенствованную камеру-обскуру в виде 2 ящиков (один из которых перемещался внутри другого, что обеспечивало возможность фокусировки на близко расположенных объектах).

Процесс изготовления изображений был следующим. Светочувствительное вещество - раствор асфальта в лавандовом масле - наносили на медную пластинку, затем экспонировали на пластинку изображение камеры-обскуры. Под действием света раствор твердел. На дальнейшем этапе изготовления изображений необходимо было отмыть неотвердевший асфальт, вытравить пластинки в кислоте, покрыть чернилами и, прижимая к бумаге, отпечатать. Но этот метод был достаточно трудоемким, а выдержка (время, в течение которого необходимо было проецировать изображение на пластину) составляла 8 часов.

И тут на горизонте появляется Луи Жак Дагер - талантливый и оригинальный художник-декоратор, который открывает в Париже театр нового типа. Великолепное качество декораций и удачно подобранный репертуар нового театра обеспечили громадный успех этого предприятия, в том числе и финансовый. Однако самому Дагеру, человеку с творческим характером, было слишком утомительно ежедневно выполнять большой объём стереотипной работы, связанной с постоянным копированием изображений через камеру-обскуру для изготовления декораций.

Посетив однажды в Париже оптическую мастерскую знаменитого оптика В.Шевалье, Дагер узнал от него об экспериментах Ж.П.Ньепса по изысканию светочувствительных веществ, позволяющих регистрировать изображения. Встреча почти разорившегося Ньепса с довольно состоятельным Дагером была как раз кстати, и в 1829 г. они подписывают договор о совместном проекте под названием «Гелиография, изобретённая г-ном Ньепсом и усовершенствованная г-ном Дагером». Камера, использующаяся в экспериментах Л. Ж. М. Дагером, весила около 50 кг и имела размеры 313 Х 369 X 508 мм. Интенсивные совместные поиски, проверка, может быть, десятков гипотез и, наконец, изобретатели натыкаются на йодистое серебро. Но изображение, закрепленное с помощью него, необратимо чернеет при извлечении пластинки на свет! Это, пожалуй, самый драматический момент в сотрудничест-ве Ньепса и Дагера. Они не читали научной литературы и просто не знали, что ещё в 1818 году английский астроном Джон Гершель обнаружил свойство гипосульфита прекращать почернение на свету йодистого серебра (технология закрепления изображения!). Результаты четырехлетней деятельности совместного проекта были неутешительными - никакой усовершенствованной камеры у Дагера не было и в помине, Ньепс лишь добился незначительного уменьшения времени выдержки при помощи нагревания пластины.

В 1833 году на 68 году жизни скончался Жозеф Ньепс. И Л.Дагер продолжил сражение за закрепление изображения один. Дагер внес существенный вклад в процесс фиксации изображений, сделав в 1835 году необычайное открытие. Хотя это произошло случайно, когда Дагер оставил экспонированную пластинку в шкафу с химикатами, где стояла чашечка с ртутью. Пары ртути, осевшие на светлых участках пластины, проявили изображение и подарили нам первое в мире фото!

Живая память истории

Сенсация!!! Шум был необычайный, об открытии Дагера писали все газеты того времени. С такой скоростью и с такой эффективностью, пожалуй, никогда не распространялась никакая эпидемия.

«Живопись умерла с этого дня!»
Художник Поль Деларош, 1838 г.
 
«...Дагер добился возможности удержать воспроизводимое светом изображение с изумительной точностью, гармонией света и теней, верностью перспективы...и при всем притом способ этот не труден, так что со дня его обнародования им сможет воспользоваться каждый желающий».
Д.Ф. Араго

«В художественном отношении выгоды дагеротипа неисчислимы. Путешественник, не умеющий рисовать, может снимать виды, здания, памятники в несколько минут... Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела, не подверженный ни усталости, ни болезни…Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа...Для истории дагеротип - сокровище...»
Русский журналист Владимир
Строев, 1840 г.

«Дагер нашёл, как говорят, способ получать в камере-обскуре на изготовленной им пластинке изображение. Таким образом, портрет, пейзаж или любой вид, проектируемый на эту пластину в обычной камере-обскуре, оставляет на ней свой отпечаток в свете и тени и является наиболее совершенной из всех картин».
27 сентября 1835 года, французская газета « Л'Артист»

Дагеру удалось необычайное – выдержка сократилась буквально до 10-15 минут. В 1838 году на улицах Парижа появляются светонепроницаемые палатки, переносные лаборатории г-на Дагера, где он получал великолепные фотографии исторических архитектурных памятников Парижа. В крупных городах Европы первые любители светописи раскупили все подходящие очковые стекла и ящики, пригодные для устройства камеры. Ходко пошла торговля серебряными полированными пластинками, йодом и ртутью. После открытия Дагера число исследователей и открытий в фотографии нарастает лавинообразно.

Но! Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Исправить эти недостатки взялся Фокс Тальбот. В 1842-1843 гг. Фокс Тальбот разработал новый фотографический процесс, впоследствии названный талъботипией, который во многом предопределил дальнейшее развитие фотографии.

Сущность процесса, предложенного Фоксом Тальботом, заключалась в том, что обычная бумага купалась в растворе йодистого калия, а затем в растворе азотнокислого серебра.

Светочувствительность такой бумаги была во много раз выше, чем у пластинок Л. Ж. Дагера, а выдержка при съемке сокращалась до одной минуты!!!. После экспонирования бумаги в камере-обскуре получалось слабо видимое изображение снимаемого предмета, которое существенно усиливалось обработкой в растворе галловой кислоты. Это был первый в мире негатив, с которого, благодаря обработке в расплавленном воске, делающим его почти прозрачным, можно было получить не одну, а множество фотографий.

«Если бы несколько десятков лет назад так называемому «образованному» человеку сказали, что скоро найдут средство устроить зеркало таким образом, что на нем навсегда останется однажды отраженное им изображение, то он принял бы эти слова за сумасбродство…»
«Книга технических и промышленных проиводств», изданная в Петербурге в 1860 г.

И тут в дело вступает желатин…Всем вышеперечисленным химикам в 1871 году утирает нос английский врач Ричард Лич Мэддокс, обнаруживший необычайные фоточувствительные свойства обыкновенного желатина при смешивании его с определенными химикатами. Таким образом появились первые желатиновые фотографические пластинки. С момента  этого открытия до настоящего времени все фотографические эмульсии приготавливаются  в основном на желатине. Применение желатина стало крупным шагом в дальнейшем развитии фотографии и создало широкие предпосылки для промышленного изготовления фотоматериалов.

Еще одним важным шагом вперед, открывшим новые возможности в фотографии, было изобретение немецкого химика Германа Вильгельма Фогеля, который в 1873 г. обнаружил, что введение в галогенсеребряную эмульсию некоторых красителей вызывает расширение светочувствительности галогенидов серебра. Это явление обеспечило появление цветной фотографии. До этого момента цветные фото создавались с помощью раскрашивания их акварельными красками вручную.

В то время пока активными темпами шло совершенствование фоточувствительных материалов, сама конструкция фотокамеры (представлявшей собой постепенно уменьшающуюся камеру-обскуру) практически не менялась. И только 20 августа 1861 года английский фотограф Т. Сэттон запатентовал первый однообъективный зеркальный фотоаппарат, надолго занявший место в руках профессиональных фотографов. Но цена его все еще оставляла желать лучшего.

Фотокамера LeikaВ 1887 г. Г. Гудвин запатентовал способ изготовления прозрачной гибкой пленки из нитрата целлюлозы. А уже в 1914 г. в Германии О. Барнак создал  малоформатную и доступную по цене фотокамеру, заправляющуюся данной пленкой, которая произвела революцию в фотографии. С 1924 г. фирма «Leitz Company» начала выпускать эту камеру под названием «Leica», и фотография стала доступна не только профессионалам, но и любителям.

История фотографии

Поделиться в соцсетях

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
    Авторизация