История изобретения

Кубик Рубика

«Эта игрушка развивает логическое мышление и стереоскопическое зрение у детей и взрослых. Синхронная манипуляция на многих гранях является очень сложным заданием, которое можно решить только при условии открытия логики поворотов», - такой замудреный текст содержала в себе инструкция к первым кубикам Рубика.

kubik rubikaПопулярнейший в 80-ых годах прошлого века кубик Рубика завоевывал свою славу непросто. Производители игрушек не рассматривали его как новый продукт развлекательного характера. Вполне возможно, что кубик так и остался бы личным бесперспективным изобретением Эрно Рубика, если бы судьба не соблаговолила послать ему счастливый шанс в лице Тибора Лакзи... Впрочем, обо всем по порядку.

Эрно Рубик, на самом деле, не единственный изобретатель, запатентовавший свой кубик. Он даже не первый в списке претендовавших на авторство. Но всемирную популярность завоевала именно его игрушка, пройдя все испытания на тернистом пути к славе.

Патенты на подобные кубику конструкции выдавались в разных странах: Англия, Америка, Япония. Но социалистическая Венгрия победила в неравной схватке с империалисти-ческими державами, которые «прошляпили» свой шанс завоевать умы и руки всего земного шара.

Первым покусился на пьедестал почета англичанин Уильям Густафсон, получивший патент на свое изобретение в США. Относительно даты сего события существуют разногласия: кто-то утверждает, что это было в 1958 году, другие – что чуть позже, в 1963-ем. Все, что известно о его модификации – только то, что он предложил варианты 2?2?2 и 3?3?3. В 1970 году британец Фрэнк Фокс подал заявку на свой кубик со сферическими обводами. Тогда же свой кубик 2?2?2 создал американец Ларри Николс. Американец получил патент в 1972 году, а Фрэнк Фокс – в 1974-ом. Рубик подал заявку на патент 30 января 1975 года, но получил его только 31 декабря 1977-го. Пока Эрно доказывал свое авторство, японец Тератоши Ишиге 10 октября 1976 года получил патент на свой кубик конфигурации 3?3?3. В общем, битва интеллектуальных титанов была жаркой. Благодаря своей технологичности, в борьбе за господство над умами человечества победила головоломка венгерского изобретателя. Это тем более странно, что игрушка Тератоши Ишиге была очень близка к кубику Рубика. Как дальновидные японцы смогли упустить свой шанс – вопрос. А может, просто судьба…

Изначально занимательная игрушка Эрно Рубика была придумана совсем не для того, чтобы доводить обывателей до приступов бешенства и истерики. Рубик увлекался геомет-рией и трехмерным планированием, преподавал студентам в Академии прикладных искусств и ремесел Будапешта дизайн и архитектуру, а чтобы им было проще постигать простые законы сих наук, изготавливал наглядные материалы для занятий. Стремясь развить у учащихся навыки пространственного воображения, Эрно Рубик придумал для них новую конструкцию и задачку к ней. Именно эта конструкция трансформировалась позже в головоломку.

Прообразы современной игрушки были сделаны из бумаги и картона, а потом свет увидел деревянный куб. Этот куб был собран из 27 кубиков, грани которых были окрашены в разные цвета. Задача для студентов была такова: заставить все кубики двигаться на своих местах без нарушения их единства. Решили студенты задачу или нет – осталось тайной, зато известно, что сам автор потратил немало сил, чтобы добиться подвижности элементов. В качестве крепежного элемента в разное время выступали резиновые стяжки, магниты, особые выступы и углубления. Ничего не помогало. Кубик разваливался, особой подвижностью не отличался, а потому ученый продолжал искать решение. Поиски увенчались успехом, правда, не обошлось без жертв.

Центровой внутренний куб был замещен на скрепляющий механизм в форме цилиндра, количество граней сократилось со 156-ти до 54-ех, а центральные кубы граней стали неподвижными. «Я просто убрал все лишнее», - как-то сказал скульптор, создавший восхитительную статую Христа, и этот же прием использовал для создания своего шедевра Рубик.

Между прочим, ни сам автор задачи, ни его студенты не задумывались о возможности собрать грани одного цвета. Кому и когда пришла в голову сия блестящая идея – неизвестно, однако, как только предположение об этом было высказано, Эрно Рубик занялся его воплощением, на что потратил целый месяц. Тогда Рубик понял, что наглядное пособие для студентов может стать  игрушкой для массового потребителя. Он запатентовал свой кубик и начал искать тех, кто занялся бы производством его детища.

В конце концов, игрушку начал выпускать небольшой будапештский кооператив. Особой прибыли от кубика не ждали – ее и не произошло. Головоломка с заманчивым названием «Волшебный Кубик» не привлекла покупателей даже красочной упаковкой. Дело было под Рождество 1978 года, но люди не стремились преподносить своим близким игрушку, которая самому создателю не поддавалась долгое время. Штучные экземпляры первого кубика Рубика попали и в СССР.

Кубик так и мог бы остаться невостребованным, пылиться на полках и проживать свою нескладную жизнь, а затем кануть в Лету, если бы не немецкий компьютерный предпри-ниматель с венгерскими корнями Тибор Лакзи, часто бывавший в Будапеште. Во время очередного визита на родину Лакзи увидел в кафе официанта, увлеченно собирающего какую-то головоломку. Головоломкой оказался кубик Рубика. Сам Тибор увлекался математикой, поэтому игрушка привела его в восторг. К тому же, дала себя знать предпринимательская жилка: венгр из Германии оценил будущий успех кубика и связался с Эрно Рубиком, чтобы обсудить вопросы продвижения головоломки.

В 1979 году в Нюрнберге проходила традиционная ярмарка игрушек, на которую с кубиком отправился Лакзи. Он не представлял кубик как экспонат, он просто ходил по выставке, поверчивая его в руках и ожидая интереса окружающих. И, хотя ожидания не оправдались в полной мере, Тибору удалось привлечь к сотрудничеству изобретателя игр, основателя лондонской компании “Seven Towns Ltd.” Тома Кремера. Кремера новая разработка заинтересовала. Вместе с Лакзи они «разделили роли»: Лакзи занимается бюрократическими проблемами, а Кремер – привлекает к кубику внимание по всему миру, отправляясь в кругосветное рекламное турне.
Трио питало самые радужные надежды. Однако, как это часто было и с другими изобретениями, кубик не очень-то внушал доверие воротилам игрушечного бизнеса. Головоломку обвиняли в нетелегеничности (мол, в видеороликах кубик не выглядит привлекательно), абстрактности и умозрительности. К тому же, кубиком скорее заинтересуются профессоры да ученые, нежели простые покупатели. Да еще и производство слишком дорогое и сложное. В общем, производители игрушек никак не хотели связываться с сомнительным продуктом.

Сдаваться на милость судьбы не было в правилах Кремера и Лакзи. Каким-то волшебным образом Кремер заманил-таки в Будапешт вице-президента службы маркетинга солидной американской компании “Ideal Toy Corporation” (между прочим, пороги именно этой компании когда-то обивал американец Ларри Николс, пытаясь продать свой кубик). Пять дней удерживали за одним столом венгерских бюрократов и американца Лакзи и Кремер. Пять дней шли переговоры о поставке кубиков на Запад. Пять тяжелых дней, полных сомнений, надежд и желаний. И все-таки Том и Тибор одержали победу! Контракт на поставку миллиона кубиков в Америку был подписан.

И опять на пути всемирной «кубизации» встала преграда. Американцы продавали только те товары, патент на которые были официально зарегистрированы в США. Кубик такого патента не имел, поэтому Лакзи и Кремеру пришлось подсуетиться. В итоге «Волшебный Кубик» по-быстрому переименовали в «Кубик Рубика», тем самым навсегда связав автора и творение в умах людей. Это был 1980 год – год начала повсеместного помешательства на собирании головоломки. Эрно Рубик сам представлял новую игрушку на выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Нюрнберге, и заказы на головоломку посыпались как из рога изобилия. До конца 1982 года (то есть за два года после признания) количество официально проданных кубиков достигло 100 миллионов экземпляров. Подделок, по слухам, было в полтора раза больше. Так Эрно Рубик стал первым легальным миллионером в странах, строящих коммунизм.

Игрушка венгерского преподавателя архитектуры объединила разных людей: профессоров и нерадивых студентов, детей и взрослых, хулиганов и интеллигентов. Игрушка разрушила барьеры между поколениями и слоями общества, поставив перед всеми одну цель – собрать воедино одноцветные грани головоломки. О масштабах помешательства можно судить по тому, что в некоторых странах кубик Рубика входил в ресторанную сервировку стола и располагался рядом с перечницей и солонкой…

В СССР кубик попал в 1981 году. Права на производство обошлись социалистическому государству аж в 3 миллиона долларов. Пока производство игрушки налаживали в Союзе, ее привозили из Венгрии, и мало кто знал, что выпускают сие творение ненавистные капиталисты-американцы. Игрушка имела настолько огромный успех у населения, что журнал «Наука и жизнь» на протяжении длительного времени публиковал статьи о том, как создать кубик дома и собрать его.

Безусловно, игрушка в первую очередь заинтересовала ученых (чего так боялись производители). Однажды в целях эксперимента кубик дали обезьянам, которые проявили к нему неподдельный интерес. Через некоторое время интерес животных сменился яростью оных же: одна обезьяна пыталась разбить кубик, другая съесть, третья выбросила раздражаю-щий предмет из клетки… Между прочим, подобным поведением могут отличаться и люди, если им долго не удается собрать головоломку. Специально для таких «стрессонеустойчивых» вдовесок к  кубику продавали пластмассовые топорики и инструкцию о том, что можно сделать из отдельных частей рубиковского изобретения.

Сам Рубик наделяет игрушку чуть ли не магическими свойствами, находя в ее конфигурации философские основы бытия: «Тот факт, что каждая грань куба состоит из трёх слоев по три блока, имеет большое значение. Число три, кажется, обладает специфическим смыслом, выражающимся в некоторых странных связях между человеком и приро-дой. Мать - Дитя - Отец. Небеса - Земля - Преисподняя. Создание - Сохранение - Разрушение. Рождение - Жизнь – Смерть». Жаль, что подобного объяснения 43 квинтиллионам вариантов положения кубика никто пока не нашел.

Кубик со временем претерпел изменения и предстал пред очи собирателей в виде змейки и шара. Однако ремейки игрушки, как водится, не достигли высот популярности первой модели, хотя совсем безвестными их не назовешь.

kubik rubikaНа сегодняшний день Эрно Рубик занимают позицию «безмолвия» в отношении прессы, изредка выступая с заявлениями, подобными вышеупомянутому. Он возглавляет студию своего имени, разрабатывает видеоигры, не оставляет архитектуру. Будем надеяться, что в его планы входит какая-нибудь разработка новой игрушки, подобной той, что когда-то скрутила наши умы!

Поделиться в соцсетях

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
    Авторизация